«Элементарно, Ватсон!» » Большая картинка на главной » Мифы Роберта Кийосаки или о чем молчит «Богатый папа»

Мифы Роберта Кийосаки или о чем молчит «Богатый папа»

Мифы Роберта Кийосаки или о чем молчит «Богатый папа»
Большая картинка на главной / Контент / После работы / учись! / Обзоры
Фото: Reuters
16:29, 01 апрель 2016
2 222
2
Процесс обучения финансовой грамотности, превращенный в самоцель, побеждает рациональное мышление, а вера не в сам бизнес, а в миф о величии бизнеса вытесняет здравый смысл.
Рынок многогранен, что открывает некоторую вариативность его анализа. Изменяя оптику, чередуя научные и идеологические компоненты в оценках, исследователь рынка способен трактовать скачкообразную динамику его развития, как опираясь на либеральные идеи, так и с противоположного фланга, то есть с позиций крайнего пессимизма неомарксистов.

В центре этого спектра, в условно консервативной части, находятся идеи американского писателя-беллетриста, бизнес-тренера, предпринимателя-банкрота и популяризатора прямых продаж Amway Роберта Кийосаки, изложенные в бестселлере 1997 года «Богатый папа, бедный папа».

Мифы Роберта Кийосаки или о чем молчит «Богатый папа»

Роберт Кийосаки
Источник: uchisonline.ru

Во имя амбициозной задачи заработать и в иносказательной форме объяснить неимущей публике механизмы обогащения так, словно Карла Маркса и Макса Вебера не существовало, Кийосаки упростил анализ движения капитала и работу с инвестиционным портфелем до детских рисунков и примитивных схем. Видимо, чтобы после прочтения «Богатого папы…» любой обитатель грязных подворотен сию секунду побежал, окрыленный «секретами» финансовой грамотности, в ближайшее отделение ФНС или в компанию прямых продаж открывать свое дело.

Кто не добежит до налоговой – обязательно продолжит штудии и непременно сыграет в Cashflow, запатентованную автором в 1994 году разновидность «Монополии», а за выслушиванием россказней об инвестициях сделает деньги из собственного кошелька «Активом» самого Кийосаки. Ведь успешный бизнес в системе «Богатого папы» не главное, и остроумные советы тренера не принесут богатства до тех пор (и в принципе), пока наставник не заработает нужную ему сумму денег.

Процесс обучения финансовой грамотности, превращенный в самоцель, побеждает рациональное мышление, а вера не в сам бизнес, а в миф о величии бизнеса вытесняет здравый смысл.


Источник: kiyosaki-fanclub.ru


1. Завязка


Гавайи, 1956 год. Девятилетний Роберт (Кийосаки) и его приятель Майк осознают положение лузеров и участь изгоев, главных бедняков начальной школы, после – решают разбогатеть, дабы избавиться от обидных ярлыков, а затем купить уважение однокашников. Обратившись за помощью к биологическому хорошо образованному, но «бедному» отцу-педагогу, юный Кийосаки получает рекомендацию найти более грамотного в вопросах финансов советчика, которым на долгие годы становится «Богатый папа» Майка, гавайский бизнесмен, владелец магазинов, ресторатор и рантье. В этом образе простоватого всезнайки, готового раскрыть все секреты богатых, читатель без труда узнает литературного потомка Сократа и Сергея Мавроди.

Книга адресована максимально широкому кругу читателей, в частности женщинам, людям, испытывающим проблемы с трудоустройством, пенсионерам и хроническим неудачникам, живущим на пособия, коих достаточно в любом обществе. Необъятная целевая аудитория обусловила цитирование ряда опасных мифов и нелепых заблуждений. Кийосаки, в частности, учит читателей изымать деньги из оборота компании, брать в счет будущего бизнеса банковские кредиты и ссуды, не оглядываясь на проценты, отказаться от полагающихся сотрудникам социальных гарантий, убеждает пользоваться инсайдерской информацией и «подкупать» банковских служащих. Все эти советы по американским законам тянут суммарно как минимум на пять лет заключения под стражей.

В нескольких главах автор ради упрощения использовал детские образы. Также нельзя не заметить, что апелляция к прошлому и «непогрешимость» «Богатого отца» в доказательстве положений теории Кийосаки стали последними инстанциями, и этот, разрушающий любую логику, почерк религиозного фанатизма присущ всему произведению. Автор претендует на статус идеолога или религиозного фундаменталиста от бизнеса, но в тексте книги не выдерживает единство избранного сложного стиля. Получается весьма странно:

«Мороженое растаяло, и стекало по моей руке. Палочка из-под мороженого была пуста, а подо мной была липкая ванильно-шоколадная лужа, от которой муравьи были в восторге. Богатый отец смотрел на двух мальчишек, уставившихся на него, с широко раскрытыми глазами и опустошенными мозгами. Он знал, что испытывает, искушает нас, знал, что часть нашего естества рвется заключить сделку. Он знал, что каждое человеческое существо имеет слабину в душе, через которую человека можно купить.»


Источник: pixabay.com

История знает несколько провальных попыток поиска прототипов «Богатого отца». Скептики не без оснований утверждают, что этот персонаж – плод воображения писателя. Кийосаки личность своего наставника не раскрывает, утверждая в многочисленных интервью о подлинности истории, но с 2001 года во вступительных текстах своих книг все-таки пишет, что некоторые сюжеты и герои были «беллетризованы» ради более мощного образовательного эффекта, открещиваясь тем самым от претензии на научность.


2. Уроки «классовой ненависти»


Главный урок «Богатого отца» состоит в необходимости осознания классовых различий. И, если эксплуатируемый угнетенный пролетариат в произведениях Маркса являет надежду общества, он по сути своей – класс прогрессивный, потому рано или поздно «сломает» буржуазный порядок, то у популиста Кийосаки бедные и средний класс – каста, переполненная второсортными людьми, жертвами собственного невежества, способными не делать деньги, но «работать на деньги» и ради денег.

Типичные состояния, присущие обывательским классам по Кийосаки получили названия «финансовой борьбы» (бесконечная смена работы, не приносящая богатства) и «крысиных гонок» (ловушка бедности). Именно невежды позволяют богатым богатеть, а обывателям беднеть. Это фундаментальное заблуждение становится основанием дальнейшего авторского анализа общественной жизни, вернее способом навязать читателям чувство вины:

«Врач, желающий иметь больше денег, чтобы лучше обеспечивать свою семью, поднимает свои расценки. А это делает заботу о своем здоровье более дорогостоящим для каждого. Сегодня из-за этого больше всего страдают бедные люди, а, значит, бедные люди имеют худшее здоровье, чем те, кто имеет деньги. Раз врачи поднимают плату за свои услуги, то и адвокаты это делают. А раз адвокаты повысили свое вознаграждение, то и учителя хотят повышения зарплаты. Клубок растет, а с ним увеличиваются и наши налоги. И возникает такая страшная пропасть между богатыми и бедными, что может разразиться хаос, и еще одна великая цивилизация может развалиться.»


Источник: vk.com

Идеологический туман этой картины мира заполняют также много раз воспроизводимые задолго до Кийосаки маргиналами всех мастей (националистами, сторонниками концепции общественной безопасности) заскорузлые мифы. Самый древний из них больше века веселит экономистов и «раскрывает секреты» мировой закулисы по вопросам «Золотого стандарта»:

«Он [Богатый папа – прим. авт.] говорил о стандарте Америки, о том, что каждая долларовая банкнота была, в действительности, серебряным сертификатом. Его беспокоили слухи, что мы когда-нибудь отойдем от золотого стандарта, и наши доллары не будут больше серебряными сертификатами. «Когда это произойдет, ребята, вся чертовщина вырвется на свободу. Бедные, средний класс, все подверженные невежеству, окажутся в ситуации, когда их жизнь станет разваливаться только потому, что они будут продолжать верить, что деньги – реальны, и что компания, на которую они работают, или правительство позаботятся о них.»

И если вы решите, что после столь напыщенных слов богатый папа расскажет о необходимости образования, то глубоко заблуждаетесь. Рецепт его первого урока - не поиск креативных решений, не создание или приватизация средств производства, и не революционное восстание, или стремление бороться, подкрепленное силой рынка. Вопреки здравому смыслу, во главу экстравагантной системы положен инсайт. Не труд, а «просветленная мысль (деньги – это идея!), рожденная контролем за эмоциями, генерирует богатство», - заявляет автор, чтобы в следующем же назидательном примере лишить и без того зыбкой почвы свое спорное суждение.

Практика инсайта, безусловно, занимает важное место в философии бизнеса, однако, строго говоря, герои книги Роберт и Майк, придя к богатому отцу, последовали совету учиться (учиться, и еще раз учиться!), и этот совет был дан родителем, названным Кийосаки бедным. Последующая деятельность мальчишек состояла в дистрибуции дармовых комиксов (средств производства) в собственной детской библиотеке.


Источник: investments.academic.ru

Кийосаки, таким образом, мистифицирует частную инициативу, выступая от лица успешного бизнесмена, но в суть рыночного процесса даже на уровне собственных обывательских примеров его авторская мысль не проникает: пассажи о практике противоречат бессвязным теоретическим выкладкам. Как следствие, деньги в философии «Богатого папы» обретают статус культа и меры всех явлений бытия, а любой труд (не ресурсы или статус) для апологетов «финансового потока» становится если не препятствием на пути к богатству, то совершенно точно вторичным элементом любой бизнес-модели:

«В это время местный бомж прошел мимо нашего стола, остановился у большого мусорного ящика и стал в нем рыться. Мы, все трое, наблюдали за ним с большим интересом, тогда когда раньше просто проигнорировали бы его. Богатый отец вытянул из бумажника доллар и жестом позвал бомжа. Увидев деньги, тот немедленно подошел, взял банкноту, горячо поблагодарил богатого отца и радостный, довольный удачей умчался прочь. «Он немногим отличается от большинства моих работников» – сказал богатый отец. «Я встречал так много людей, говоривших: „О, деньги меня не интересуют“. А все же они будут работать по 8 часов в день, тем самым отрицая мнимое равнодушие к деньгам. Если деньги им безразличны, зачем тогда они работают?».

Во всем виноват труд бедных. На почти 130 страницах книги об этом написано приблизительно 106 раз. Закончив с проклятьями в адрес бедных, автор предлагает нам «поучиться продажам», вступив в одну из крупных компаний сетевого маркетинга.


3. MLM хуже воровства



Источник: vk.com

Труд и образ жизни самого Кийосаки незаслуженно вынесены за скобки практикума «Богатого папы». Разобраться в бизнес-прошлом автора довольно просто, и это расследование будет, пожалуй, более интересным, чем пересказ и интерпретация анекдотов, составляющих контент этой книги.

Участники сети дистрибуции Amway – и есть тот главный актив, который с начала 90-х делает американскую мечту писателя явью. В этой бесхитростной схеме производители гелей для душа, моющих средств, косметики и чего угодно зарабатывают, распространяя на тренингах Кийосаки стартовые пакеты начинающего бизнесмена. Тренер (вскользь обмолвившийся об удачном вложении в MLM) получает свои гонорары еще и за обучение.

Сеть нижнего (под тренером) уровня, как её ни называй, матричной или одним из воплощений квадранта финансового потока – обладает механикой типичной для финансовых пирамид. Распределение средств происходит таким образом, что проценты с любых сделок последователей (прибавочную стоимость дорогого товара) поделят между собой в разных пропорциях тренер, дистрибутор и компания-производитель, вместе продавая один товар три раза (отгрузив товар на склад местного дистрибутора (1), в составе стартового пакета для тренера (2), в составе того же пакета, предложенного новичку на тренинге (3)).


Источник: malinovka.minsk.second.by

Существует три основных сценария дальнейшего взаимодействия:

1) Переживший неудачу начинающий сетевик через некоторое время вновь обратится к тренеру, и тот за дополнительные деньги сделает все, чтобы подсадить новичка на один из своих более дорогих курсов, в завершающей стадии которого ученику будут предложены новые («более эффективные») пакеты сетевой компании. Еще одну порцию пассивного дохода вновь получают компания и тренер.

2) Успешный и удачливый «предприниматель» будет рекламировать тренинги в процессе поиска партнеров, надеясь получить свой мизерный процент с продаж, но все его партнеры также принесут реальный пассивный доход только тренеру, пригласившему когда-то успешного начинающего продавца. Пассивный доход компании и тренера по-прежнему не идет ни в какое сравнение с доходом успешного начинающего MLM-щика.

3) Осознав положение мелких сошек, или пройдя всю цепочку тренингов (от бесплатных к эксклюзивным), более смекалистые сетевики открывают собственные центры обучения и подписывают эксклюзивные контракты с производителем, и этот сценарий единственный для новичков оптимистический.

В структуре больших сетевых компаний сценарий позволяет за несколько лет усердного труда по впариванию воздуха стать, к примеру, бриллиантовым MПА. Все прочие случаи сетевого бизнеса (создание микрофинансовых организаций, касс взаимопомощи, трейдинговых точек Forex и лохотронный инфобизнес) имеют печальные перспективы.


Источник: nnm.me

Так сходятся воедино противоречивая мистика, философия жадности, капитал и спекулятивные отношения. Кийосаки и подобные ему тренеры любят рассказывать о вложениях в недвижимость, но реально зарабатывают на самих рассказах об инвестировании, финансовых фобиях и городских легендах. Предлагают инвестировать в акции небольших компаний, но главные активы Кийосаки - дистрибуция настольных игр и спонсорские гонорары компаний прямых продаж. Автор много говорит о бизнесе, но учит спекуляции.

«Богатый папа…» Роберта Кийосаки – самый плохой бизнес-учебник, который мне довелось прочесть, но, пожалуй, лучшего гайда по психологии мошенничества и, заодно, прививки от спекулятивных схем и сетевого маркетинга не существует.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (2)